Белая ворона: Megola с двигателем в переднем колесе

Мотоистория богата неординарными байками, многие из которых предопределили облик современного мотоцикла. Вместе с тем, некоторые «белые вороны» из строя двухколесных оказались всего лишь яркой страницей в хронике эволюции транспорта, хотя и представляют немалый интерес даже сегодня — в век сложной электроники, высоких мощностей и скоростей.

Megola — типичная «белая ворона» — с многочисленными недостатками, но в высшей степени оригинальный мотоцикл. Название байка было сформировано составлением первых букв имен его создателей: Мэйкснера, Кокерелла, Ландграфа. За годы выпуска (с 1921 по 1925) ворота завода покинули около 2 000 мотоциклов Megola, из которых в рабочем состоянии до наших дней дожили около десяти экземпляров, один из которых является экспонатом музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, США.

Главная особенность мотоцикла — роторно-поршневой двигатель радиального типа, расположенный в переднем колесе. Конструкция предполагала вращение двигателя вместе с колесом на неподвижной оси во время движения. Пять «по-самолетному» расположенных цилиндров имели общий рабочий объем 640 кубических сантиметров и выдавали «на гора» всего 14 л.с. (10кВт) максимальной мощности, что не мешало слабенькому аппарату разгоняться до 85 км/ч. Появившаяся позже спортивная версия мотоцикла развивала и того больше — 140 км/ч.

Позитивной особенностью конструкции была передача крутящего момента на ведущее колесо практически без потерь, так как сцепление, коробка передач и цепь/ремень/кардан попросту отсутствовали. Высокий крутящий момент двигателя позволял разгоняться под нагрузкой с очень низких оборотов. Расположение мотора в колесе помогло снизить центр тяжести мотоцикла и улучшить его управляемость.

Нетривиальная конструкция мотоцикла вносила особенности в процесс эксплуатации — мотоцикл нельзя было остановить, не заглушив двигатель, а завести байк можно было либо «с толкача», либо раскручивая переднее колесо на весу руками. Несмотря на явные недостатки, мотоцикл был конкурентоспособным спортивным аппаратом своего времени, о чем свидетельствует хотя бы победа в Чемпионате Германии 1924 года.

Конструкторы предусмотрели вполне удобный доступ к важным узлам силового агрегата Megola, что решало проблему его ремонта. Кроме того, использование специальной «разрезанной» поперек покрышки позволяло заменить или отремонтировать ее без снятия колеса и двигателя. Топливный бак Megola интегрирован в пространственную «коробчатую» раму, что для того времени — решение весьма элегантное.

В 1935 году группой инжинеров была предпринята попытка улучшить концепцию и запустить ее в производство (Killinger and Freund). Этим планам не суждено было сбыться — Вторая мировая война внесла свои коррективы.

Эксперт в мотоциклах и мототехнике. Знаю о байках очень много. Катаюсь на BMW S 1000 RR.

Оцените автора
Мотоэвакуатор в Москве и области — Круглосуточно
Добавить комментарий