Современный спорт без больших денег трудно представить. Даже футбольные клубы, в которых не имеют понятия о сложных моторах и подвесках, требуют ежегодных многомиллионных вливаний.
Чего уж говорить о мотоспорте, в котором высокие технологии можно «черпать ложкой». Дорогое оборудование, исследования, контракты с гонщиками и содержание команды сегодня не под силу даже большим мотопроизводителям, в связи с чем последние вынуждены искать спонсоров на стороне. До недавнего времени роль главного кошелька авто/мотоспорта играли табачные компании, но после внезапного всемирного ополчения против табачной рекламы они вынуждены были уйти из спорта. В памяти любителей MotoGP и других мотосостязаний свежи воспоминания о нанесенных на борта байков эмблемах известных сигаретных брендов.
В ряду самых «щедрых» кроме табачников стоят имена алкогольных грандов, авто/мотопроизводители, а также современные производители энергетических напитков (о сомнительной пользе которых почему-то умалчивается).
История
В конце 2006 года реклама табачных изделий была объявлена руководством FIA вне закона. Инициатором такого новшества выступили Всемирная организация здравоохранения и Европейский Союз. На то, чтобы «смотать удочки», табаконистам было дано шесть лет.
Самые известные спонсоры мотоспорта прошлого и современности
Repsol
Repsol YPF — нефтегазовый гигант, основанный в 1999 году слиянием испанской Repsol и аргентинской YPF. В активе компании добыча углеводородов в нескольких десятках стран, тысячи АЗС и десятки миллиардов долларов годового оборота. Несменный партнер компании Honda в мотоспорте, сооснователь гоночной команды Repsol Honda.
Fiat
Лаконичные четыре буквы на обтекателе хорошо известны не только фанатам команды Yamaha, которая с 2007 по 2010 гг. носила красноречивое название Fiat Yamaha Team. Чтобы прорекламировать свое имя на пластике байков Yamaha итальянский автоконцерн заплатил в 2007 году около 15 миллионов долларов.
Marlboro
Ducati Marlboro Team гонялись по самым известным трекам мира с 2003 по 2010 год. Пытаясь обойти запреты ВОЗ и ЕС, команда использовала скрытую (непрямую) рекламу Marlboro в виде цветного штрих-кода, от чего впоследствии была вынуждена отказаться под давлением организаторов чемпионата.
Camel
Было время, когда Camel со своим владельцем (компанией J.T.I.) тратили десятки миллионов на MotoGP и другие мотосостязания. Еще до введения запрета на рекламу табака компания могла позволить себе рассориться с Honda и предложить другим командам 15 миллионов долларов годовой «поддержки». В том случае «обуза» в виде Макса Бьяджи, с которым не хотела связываться ни одна команда, помешала J.T.I. подписать контракт с Suzuki, которые предпочли остаться со своими 2 млн. долларов от Rizla, но без Бьяджи.
Telefonica
Telefonica — известный телемоммуникационный гигант из Испании. До 1997 компания была единственной в стране, представлявшей услуги сотовой связи. В свое время Telefonica заняла место Fiat в команде Yamaha. Воспользовавшись платежеспособностью спонсора, Хорхе Лоренцо, получивший роль первого гонщика команды, «попросил» увеличить его зарплату с четырех до десяти миллионов евро в год.
Monster energy
«Энергетики» играют ключевые роли во многих видах современного спорта. Их интересы в мотоспорте распространяются не только на кольцевые шоссейные гонки, но и на мотокросс, фристайл, триал, ралли-рейды. В 2011 году известный во всем мире бренд Monster Energy стал эксклюзивным напитком и главным спонсором чемпионата мира по мотокроссу.
Red Bull
Компания продает миллиарды банок одноименного энергетика каждый год. Высокая рентабельность позволяет безболезненно для компании тратить огромные средства на рекламное продвижение продукта, в том числе, поддерживая мотоспорт. Кроме MotoGP, в котором бренд является спонсором одного из этапов, Red Bull инвестирует в мотофристайл — слова «Red Bull» и «X-Fighters» неразрывно связаны в сознании потребителей и известны во всем мире.
Gauloises
Владелец известного во всем мире сигаретного бренда спонсировал команду Yamaha в MotoGP с 2003 по 2005 гг., а его логотип неоднократно красовался также на раллийных мотоциклах, принимавших участие в состязаниях разного калибра.
Разнообразие в строю современных спонсоров MotoGP:
- Tissot — производитель часов и хронометров, основанный в 1853 году. Член Swatch Group;
- BMW — автопроизводитель. Официальный автомобиль MotoGP;
- Aperol — бренд, под которым продаются слабоалкогольные напитки (аперитив);
- Generali — страховой гигант (более 180 лет на рынке), официальный страховой партнер чемпионата;
- Bridgestone — производитель шин, шинный партнер MotoGP;
- Commercial Bak of Qatar — банк, титульный спонсор этапа в Катаре;
- Red Bull — производитель энергетических напитков;
- Bwin — известный онлайн-тотализатор;
- Monster Energy — энергетические напитки;
- Eni — добыча нефти, газа, химическая промышленность;
- Hertz — прокат автомобилей;
- Shell Advance — топливо и моторные масла;
- Air Asia — авиакомпания;
- Oakley — солнцезащитные очки;
- Stanley — ручной рабочий инструмент и аксессуары;
- DeWalt — электроинструмент и принадлежности;
- Came — системы автоматизации;
- Alpine Stars — эксклюзивная одежда;
- Iveco — производитель грузового и коммерческого транспорта;
- TIM — телекоммуникационная компания;
- FedEx — служба экспресс-доставки;
- Freixenet — винодельческая компания;
- Yamaha — мотопроизводитель;
- Gigawave — цифровые/радио системы связи;
- Arcese — поставки и логистика;
- Maybank — финансовое учреждение;
- Magneti Marelli — высокотехнологичное оборудование для транспортных средств;
- Estrella Galicia — пивоваренная компания;
- ELF — топливо и моторные масла;
- NGK — компоненты для автомобилей и мотоциклов.