Ситуации на дороге могут быть разные и одна из самых распространенных и неприятных — воблинг (от англ. wobbling — «вилять», «колебаться»). Его еще называют просто «расколбас», «вобла» или говорят, что «руль колбасит». Рассмотрим явление более подробно.
Что такое воблинг?
Wobbling (воблингом) называется явление, при котором рулевое колесо после отрыва от дорожного покрытия приземляется уже под углом относительно курса движения байка. Наклон вилки вызывает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону.

На относительно маленьких скоростях это помогает сохранить равновесие и направление движения. Но при неправильном поведении пилота может привести к падению.
Стадии колебания руля
В зависимости от степени вибраций различают несколько стадий колебаний руля:
- Shimmy — легкая вибрация руля, обычно возникающая при увеличении скорости на ровном покрытии. Быстро проходит, не причинит вреда, если не делать грубых ошибок. Явление характерно для гоночных треков.
- Wobbling — средняя степень колебаний. Не стоит с перепугу хвататься за руль — колебания через ваше тело перейдут на остальные части мотоцикла, тогда стабилизировать его будет сложно.
- Weave — воблинг с вилянием задней части мотоцикла. Если вовремя сориентироваться, байк еще можно выровнять.
- Tankslapper — сильные колебания руля, вибрации перешли на весь мотоцикл. В большинстве случаев заканчивается падением.
воблинг на 200 кмч (CAR DRIFT AND MOTO) на RUTUBE
Причины появления воблинга
Вызвать колебания руля могут следующие ситуации:
- При наборе скорости на руле появляется легкая вибрация из-за стабилизации переднего колеса. Явление временное и быстро проходит.
- Причиной тряски стадии шимми может быть деформация покрышки.
- Воблинг может вызвать неудачный угол покрышки при быстрой езде на поворотах.
- Вейви возникает при попутках крепко удерживать разбушевавшийся руль или при сильном затягивании регулятора демпфера.
- Крайнюю степень колебаний может спровоцировать неправильное поведение при воблинге. Если вы жестко держите разболтавшийся руль, а ноги сняли с подножек — выровнять мотоцикл уже вряд ли получится.
Как действовать в ситуации колебания руля?
Главное при воблинге: не спускать ног с подножек и по возможности зажать коленями бак. При этом нельзя жестко держать руль, чтобы колебания через вас не передались другим частям мотоцикла.
Выполнив эти простые рекомендации можно действовать двумя разными способами. Выбрать подходящий вам поможет простое правило о котором нужно помнить всегда:
- Торможение передним тормозом нагружает переднюю вилку.
- Увеличение скорости нагружает заднюю часть байка.
1 способ справиться с воблингом: повысить скорость и снять нагрузку с передней вилки.
Этот вариант подойдет, когда дорога хорошая и можно разогнаться. Нужно прибавить газу и регулировать баланс телом. Руль лишь слегка придерживать. Если все сделать правильно, под действием ускорения колесо стабилизируется самостоятельно.
2 способ справиться с воблингом: снизить скорость и увеличить нагрузку на вилку.
Когда дорожные условия разогнаться не позволяют, нужно сбросить скорость и сместить вес вперед, оперевшись на подножки. Это послужит дополнительной стабилизацией.
Воблинг — явление распространенное и может случиться с каждым. Особенно колебаниям подвержены байки с прямым коротким рулем. Уменьшить вибрацию поможет рулевой демпфер. Но он эффективен в основном на стадии шимми, поэтому в любом случае следует запомнить простые способы выхода из воблинга.
Если же неприятность все-таки случится, мы поможем эвакуировать поврежденный мотоцикл на специальном мотоэвакуаторе.