Мотоспорт отличается от обычной эксплуатации байка в городе предельными режимами движения. Именно поэтому мотогонки являются хорошим полигоном для изучения основ теории аварий и падений.
Падение — типичное для мотоспорта явление. Принято различать несколько основных типов падений, которые отличаются между собой причиной возникновения и «траекторией полета» мотоцикла и райдера.
Highside
Highside — одно из самых тяжелых и опасных падений. Езда в экстремальных режимах в поворотах с большим углом наклона обеспечивает «оптимальные» условия для полета через мотоцикл. Вместе с тем, и в городе даже на маломощном байке на скорости 50 км/ч можно «поймать» хайсайд.
Алгоритм выполнения «трюка» следующий: мотоциклист входит в поворот, заднее колесо теряет контакт с дорогой (резкое открывание газа или грязный участок дороги этому способствуют). После скольжения с заносом заднего колеса в сторону контакт с асфальтом восстанавливается (при сбросе газа), мотоцикл по инерции продолжает движение перпендикулярно своей продольной оси, выбрасывая райдера из седла по направлению вверх-вперед.
«Аварийный» словарик гонщика
- Кастрюля, котелок — шлем;
- Валить на все деньги — передвигаться на грани разумного или за его пределами;
- Дрова — разбитый, сломанный мотоцикл;
- Держак — сцепление колес с поверхностью дорожного полотна;
- Дубасить, валить — быстро ехать;
- Педали — мотоботы, спортивная мотообувь;
- Разложиться — упасть с мотоцикла, вылететь с трассы;
- Убраться — вылететь с трека;
- High-side — упасть с мотоцикла с опрокидыванием через внешнюю сторону;
- Low-side — падение с соскальзыванием на внутреннюю сторону;
- Уйти с передка — упасть по причине соскальзывания с траектории переднего колеса;
- Разобраться — сильно упасть, получить травмы или существенно повредить мотоцикл;
- Wobbling — биение с большой амплитудой руля мотоцикла, появление которого чревато потерей контроля над мотоциклом (руль может быть выбит из рук).
- Highside необходимо предотвращать. Если боковое скольжение успело достаточно развиться, нужно, вопреки инстинктам, продолжать держать газ. Если хайсайд случился, нужно сгруппироваться для нормального скольжения по асфальту, чтобы байк не догнал райдера.
Lowside
Lowside — это падение вместе с мотоциклистом на бок. Обычно в таких случаях мотоциклист скользит вместе или за мотоциклом. В последнем случае упавшему райдеру необходимо распластаться — это поможет не догнать байк.
Правило выживания на дороге
Если столкновение неизбежно, нельзя валить байк на землю. Торможение до последнего момента — единственный метод минимизировать последствия при неизбежном столкновении.
Если траектория впереди свободна, можно скользить вместе с мотоциклом, но только в случае использования качественной экипировки, иначе существует высокая вероятность стирания плоти райдера об асфальт. Среди основных причин лоусайда — неправильная работа газом в повороте (перебор или резкий сброс), чрезмерный наклон и последующее соскальзывание переднего колеса.
Факты, подтверждающие необходимость тормозить до последнего
- Коэффициент трения скольжения пары «резина-сухой асфальт» составляет около 0,8, в то время как эффективность торможения с незаблокированными колесами можно оценить в 1,1. Обнаженное человеческое тело способно «тормозить» на асфальте с той же эффективностью (k=1,1). Для кувыркающегося человеческого тела в одежде коэффициент равен 0,8;
- Райдер в джинсах (стираются за две секунды) и кожаной куртке «в паре» с сухим асфальтом показывает коэффициент от 0,5 до 0,7;
- Коэффициент скольжения заваленного байка — около 0,66;
- Коэффициент трения скольжения между асфальтом и голой костью — около 0,55.
Заваливая байк сразу, мотоциклист не только существенно снижает эффективность торможения, но и повышает вероятность получения серьезных травм и увечий. Эффективно снизив скорость, правильно оттормаживаясь без блокировки колес, райдер на мотоцикле подходит к точке столкновения с минимально возможной для этой ситуации скоростью, существенно снижая вероятность повреждений.