О необходимости поддерживать «правильное» давление в шинах знает (или слышал) каждый мало-мальски опытный владелец автомобиля или мотоцикла. «Норма» давления определяется производителями покрышек и транспортных средств.
В процессе езды покрышка нагревается, вследствие чего давление в ней возрастает приблизительно на 0,3-0,5 атм. Для остывания шины и снижения давления до первоначального требуется около одного часа. Кроме прочих факторов на давление в шинах влияет даже манера езды мотоциклиста.
Это утверждение справедливо только для «горячих» замеров, когда покрышки не успели остыть после поездки. Интенсивность ускорения, торможения, способ прохождение поворотов и даже перераспределение веса на мотоцикле влияют на результаты замеров давления. Заднее колесо в процессе езды обычно нагревается сильнее переднего, «горячее» давление в нем возрастает сильнее.
Поэтому рекомендуется накачивать переднее колесо немного больше заднего — до разницы в 0,05-0,1 Бар.
Маркировка шин включает значение допустимого давления. В зависимости от рынка сбыта она может иметь особенности. Наиболее распространена маркировка с указанием максимального давления в Psi (фунт на квадратный дюйм) и kPa (килопаскаль). Производители мотоциклов в свою очередь указывают оптимальное для каждой конкретной модели давление в шинах, причем рекомендованные для переднего и заднего колес значения могут различаться.
Возможные последствия «неправильного» давления в шинах
1. Давление в шине ниже оптимального (причиной может быть прокол или другое повреждение, а также естественная утечка)
- Ухудшение управляемости. Мотоцикл с приспущенными колесами может «гулять» в поворотах;
- Ускоренный износ шины (бортов и боковых частей протектора). При снижении давления на 20 процентов ниже оптимального скорость износа увеличивается на 30 процентов. Снижение давления на 1Бар срок службы покрышки сокращается в три раза;
- Прокручивание шины на ободе;
- Деформирование и потеря эластичности;
- Риск кольцевого излома, отслаивание корда от резины;
- Ухудшение динамических показателей и увеличение расхода топлива (увеличивается сопротивление качению). Чем ниже давление, тем выше сопротивление качению. Снижение давления на 1 Бар провоцирует 30-процентный рост сопротивления качению;
- Приспущенное колесо склонно к перегреву.
2. Давление в шине выше оптимального (колесо перекачано)
- Ухудшение комфорта передвижения (жесткая отработка неровностей);
- Ускоренный износ центральной части шины, накопление напряжений в корде;
- Плохое сцепление на мокрой и скользкой дороге, снижение проходимости для некоторых типов мотоциклов (уменьшается пятно контакта),
- Повышенные нагрузки на элементы подвески (колесо не «сглаживает» толчков, передавая все нагрузки на подвеску);
- Вероятность взрыва покрышки при перегреве или проезде неровностей.
Увеличивать давление в шинах несколько выше нормативного принято в случае перевозки дополнительного груза.